Литературный след на никольской земле
«Здесь, в памятном
мне Никольске…»
Краеведческий сборник «Литературный след на никольской земле» рассказывает о писателях, поэтах, литературных деятелях, связанных с Никольским районом Пензенской области своим местом рождения или временем пребывания здесь в разные годы, а также описавших наш край в своем творчестве.
Настоящее издание снабжено фотографиями, ссылками на литературные и исторические источники и предназначено широкому кругу пользователей: преподавателям, краеведам, специалистам библиотек, студентам, учащимся и всем тем, кто интересуется историей и культурой своей малой Родины.
Лев Толстой (1828-1910)
В историческом и культурном наследии нашей страны есть много имен, являющихся не только нашей национальной гордостью, но и гордостью всего человечества. Одно из них – имя Льва Николаевича Толстого, великого писателя, творчество которого явилось «шагом вперед в художественном развитии всего человечества».
Биография Толстого изучена достаточно хорошо, и всем дорого каждое мгновение этой удивительной жизни. Нам же, никольчанам, особенно дорого то, что Лев Николаевич Толстой посетил наш Никольск, бывшее село Никольское. Об этом очень важно знать не только школьнику, но и взрослому. Ведь в жизни каждого человека, каждая встреча с Толстым имеет большое значение.
Великой Толстой посещал Пензенский край в 1869 году и надолго сохранил память о нем. Даже в 1906 году (через 37 лет) он вспоминал об этих местах, рассказывая о поездке личному врачу Душану Петровичу Маковицкому. В неопубликованных «Яснополянских записках» Д.П.Маковицкого можно прочитать: «Потом Лев Николаевич стал рассказывать о том, какой чудный был Пензенский край, когда он там был (в 1869 году), наверно, уже не такой теперь. Сосновые леса, старые сосны с длинными стволами и короткими макушками. Земля черная с камушками, - та самая, которую Микула Селянинович пахал сохой («по камушкам поскребывает»). И народ такой селяниновский. Глушь. Там река Сура, лучшая стерлядь».
Такая добрая память осталась у Толстого о днях, проведенных в селах Ильмино и Николо-Пестровке. В начале сентября 1869 года в селе Ильмино, намереваясь купить у князя Голицына имение с доходной «мочальной рощей», побывал Л. Н. Толстой. Туда он приезжал вместе со слугой Сергеем Петровичем Арбузовым, который «как очевидец» оставил воспоминания об этой поездке.
На перекладных без отдыха ехали трое суток, последние 20 верст — «песками по самую ступицу». Переправились через Суру, и вот ямщик «подъехал» к барскому дому, стоявшему на высокой горе; он был из красного соснового леса, не обшит тесом, но снаружи выглядел очень хорошо». После завтрака писатель вместе с управляющим поехал в поле — «осмотреть всю землю и леса». Вечером их пригласили в баню: она стояла «где-то внизу: по откосу в земле были вырыты ступеньки, но, чтобы не оступиться, поставлены деревянные перила».
Там Лев Николаевич, которому «усадьба понравилась», сказал: «Полевая земля — очень хороший чернозем: лесу десятин полтораста; строевого десятин пятьдесят, мелколесья десятин сто...». Но покупка ильминского имения разладилась, «недостало денег». Литературовед И. Д. Воронин предполагал, что была и другая причина: писатель наяву увидел нищенскую жизнь местной бедноты. Ведь в «Записках сумасшедшего» после разговора с бедной крестьянкой Л. Н. Толстой писал: «Она рассказала о своей нужде. Я приехал домой" и, когда стал рассказывать жене о выгодах имения, вдруг устыдился. Мне мерзко стало. Я сказал, что не могу купить этого имения, потому что выгода наша - будет основана на нищете и горе людей...».
Из Ильмино писатель выехал в Николо-Пестровку, чтобы познакомиться с фабрикой, «где изготовляется дорогая посуда, хрусталь», навестить ее владелицу Анну Петровну Бахметеву, урожденную Толстую, доводившуюся ему родственницей; дед Анны Петровны и прадед Льва Николаевича были двоюродными братьями. По воспоминаниям С. П. Арбузова, Л. Н. Толстой прожил там четыре дня: «ходил с княгиней по всей ее фабрике... ездил с нею и в церковь, где очень хорошо пели певчие из фабричных. Потом княгиня распорядилась уложить графу Льву Николаевичу кое-какой дорогой хрустальной посуды для передачи графине Софье Андреевне».
На пензенской земле помнят о посещении ее великим писателем. В 1978 году в Ильмино и Никольске установлены посвященные этому событию мемориальные доски.
Литература:
Еремин, Г. Бахметьевы и Толстые/Г.Еремин //Знамя труда. -1988.-21,28 мая Кипуров, С. Толстой и наш край./С. Кипуров//Знамя труда-1980 -6 мая
Кочерыгин, Ю. Здесь побывал Толстой / Ю.Кочерыгин //Знамя труда -1986 16 августа
Пензенская энциклопедия - М., 2001.- 617с.
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Савин, О. Пенза литературная / О.Савин .-Саратов: Приволжское кн.изд-во (Пензенское отд-ние), 1977- 271 с.
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Храбровицкий, А. Русские писатели в Пензенской области/ Под ред.и с предисл Д.Д.Благого -Пенза , 1946 - 134 с.
Шевченко, С, Никольск в зеркале истории. С. Шевченко- Саратов, 1979 -79
Юнгерова, М. Поездка по Пензенскому краю / Поездка по пензенскому краю//Пензенская правда - 1960 -20 ноября.
Минна Горбунова-Каблукова (1840- 1931)
В 1840 году в селе Нижний Шкафт в семье Карла Лемана – врача графа Шувалова - родилась писательница и общественная деятельница, первая русская женщина- статистик Минна Карловна Горбунова-Каблукова. Получив домашнее образование, она сдала экзамены на звание учительницы и несколько лет жила в Пензе, затем в Москве. Интерес представляет ее переписка с Ф. Энгельсом по вопросам профессионального образования: Минна Карловна рассказывала о поездках за границу, знакомстве со школами Гамбурга, 'Берлина и Парижа, просила назвать необходимые книги. «Свой народ я знаю хорошо, — писала она, — до шестнадцати лет я росла в деревне, и теперь мне приятнее всего иметь дело с детьми из народа». Писательница сотрудничала в «Отечественных записках», где опубликованы ее рассказ из крестьянской жизни «Житье» и цикл художественных очерков «По деревням». Автор касалась острых проблем, говорила о разорении крестьянства после реформы, отсутствии школ и больниц, протесте бедноты против кулаков и помещиков. «Очень, по моему мнению, хорошо, — писал М. Е. Салтыков-Щедрин. — Статья, по-моему, очень полезна...» С работой М. К. Горбуновой-Каблуковой «Женские промыслы Московской губернии» знакомился В. И. Ленин, использовавший данные в труде «Развитие капитализма в России» и статье « По поводу так называемого вопроса о рынках». Ее очерк «Кружевной промысел» Владимир Ильич назвал превосходным и, процитировав из него большой отрывок, сделал заключение, что это «бесхитростный рассказ внимательного наблюдателя».
Литература:
Пензенская энциклопедия – М., 2001.-с.120
Савин, О. Никольск литературный /О. Савин //Знамя труда. – 1987.- 2, 4 июня
Михаил Шишов (1901 – 1931)
В Пензенской губернии в 20- е годы было хорошо известно имя уроженца села Аришка поэта Михаила Михайловича Шишова - участника Ассоциации пролетарских писателей Пензенской губернии. В те годы его стихи, звучавшие «по - есенински», печатались в газетах и журналах не только г. Пензы, но и Москвы и Саратова. В 1926 журнал Пензенского Губкома писал о нем: «Он один из тех, кто начал искать свою дорогу в жизни... Все обильнее всходит литературная новь по нашим городам и селам, Михаил Шишов - один из ростков этой нови».
Родился поэт в крестьянской семье, окончил школу, педагогический институт, работал учителем в селе Вазерки. Учитель Ильминской сельской школы С. Гучев вспоминает: «Впервые я познакомился с ним в 1926 году... В класс вошел новый преподаватель русского языка и литературы. В черной косоворотке, в пенсне, со светло- русыми кудрями. Он вежливо поклонился и отрекомендовался. Это был Михаил Михайлович Шишов - известный по тем временам поэт». В 1928 году вышел первый и единственный поэтический сборник поэта тиражом всего в две тысячи экземпляров. Назывался он - «Рань». Это единственный сборник поэта. Михаил Шишов умер очень рано. Но его творчество оставалось долгое время предметом обсуждения литераторов, критиков и поэтов. Несомненно, в его стихах нашли отражение мотивы, навеянные атрибутами новой жизни, но наиболее удачно и действительно «по-есенински» звучат стихи, посвященные родному краю:
Родимый край влечет меня
Взглянуть на луг, взглянуть на поле.
Не помнить мне ли, как звенят,
Места зеленые в раздолье.
М.Шишов - певец деревни. Он находит светлые добрые краски, теплые гона, которые навевают желание вернуться в родные места.
Из Аришки пришло письмо опять,-
Я очень рад знакомым строчкам.
Поклоны нежные зажгла мне мать
На старом сереньком листочке.
Близки мне поле, воздух голубой,
Их скорбь и радости - колосья.
Родимый дом всегда передо мной,
Семья крестьянская, где рос я.
Сохранились воспоминания о встречах с поэтом писателя Т. Семушкина, работавшего в то время учителем в селе Ильмино: « Он был другом моей юности, и приятно мне было узнать, что не забыто имя этого талантливого человека... Я очень хорошо помню, с каким восхищением мы слушали, как Михаил Шишов читает стихи. Нам казалось, что он был с возвышенной душой».
Литература:
Пензенская энциклопедия – М., 2001.-с.679
Василий Радаев (1901 – 1989)
12 марта 1901 года в эрзянском селе Алово родился поэт и прозаик Василий Иванович Радаев (в печати выступает под псевдонимом — Радин-Аловский). Василий Иванович участвовал в гражданской войне (к 50-летию Великого Октября правительство наградило его медалью «За отвагу»), а в 1925 году, как сельский активист, был послан в Пензенскую губсовпартшколу. Из Пензы он уехал в Саранск. Первый сборник нашего земляка «Од пингень вий» («Сила новой жизни») вышел в 1933 году. Через пять лет его приняли в Союз писателей СССР. Выступая на заседании оргкомитета в столице Мордовии, поэт А. И. Карасев (он последние годы жил в Пензе и бывал в Никольске) сказал: «Радаев — оригинальный писатель, он должен быть членом Союза писателей...» В автобиографии, хранящейся в Центральном государственном архиве МАССР, В. И. Радаев сообщал; «Родился в селе Алово... Родители — выходцы из крестьян. Отец в молодости работал 12 лет батраком, мать также батрачила на богачей. Теперь мать в колхозе, два брата работают педагогами, отец умер. До 1920 года я работал в хозяйстве отца — по сельскому хозяйству. С 1920 по 1923 год служил в Красной Армий. Затем два года учился в Пензенской совпартшколе...» После ее окончания работал председателем колхоза имени 12-летия Октября Кочкуровского района, редактором Кочкуровской районной газеты «Якстере колхоз» («Красный колхоз»).
В 1932-42 годах работает в редакциях республиканских газет «Эрзянь коммуна» («Эрзянская коммуна»), «Красная Мордовия», в правлении Союза писателей Мордовии.
Авторизованный перевод повести В. И. Радаева «Все мы люди» сделал журналист Л.В.Ханбеков, несколько лет работавший в Пензе редактором газеты «Молодой ленинец».
В страшные годы Великой Отечественной войны встал на защиту Родины. С 1942 года на фронте. Воевал в 20-й стрелковой бригаде внутренних войск НКВД 2-го Украинского фронта. С мордовским поэтом Артуром Моро выпускали газету 20-й стрелковой бригады НКВД «Вперед за Родину». Участвовал в ликвидации скрывающихся в лесах и на хуторах Западной Украины немецких диверсантов и украинских фашистов-бандеровцев, помогавших гитлеровцам.
После войны до ухода в 1962 году на пенсию трудился в редакциях газет «Эрзянь коммуна» («Эрзянская коммуна»), «Советская Мордовия», в Госкомитете по радиовещанию и телевидению Мордовии.
Литературным творчеством начал заниматься с 1930 года. Первый сборник «Од пингень вий» («Сила нового времени») вышел в 1933 году. В него вошли стихи и поэмы. В произведениях сборника слышен звонкий голос автора об обновляющейся жизни на селе.
Талантливый мордовский писатель Василий Радаев был принят в 1938 году в члены Союза советских писателей.
Однако большую известность В. Радаев получил как прозаик. Уже в первом сборнике прозаических произведений - «Омбоце эскелькс» («Второй шаг», 1947) - он умело, художественно убедительно показывает людей труда, жизнь колхозной деревни. Своеобразным продолжением этой книги является другой сборник его рассказов - «Велень евтнемат» («Деревен¬ские рассказы», 1958). Он также посвящен показу жизни села, тем изменениям, которые наблюдаются в духовном росте сельчан.
Дореволюционное прошлое мордвы, героическую борьбу народа нашей страны многомерно изображает В. Радаев в сборнике «Кайга» (1961). Популярен его рассказ «Сиведезь жених» («Подставной жених», 1957). Он был опубликован в журнале «Огонек», переведен на чешский язык и издан в Праге в литературном журнале «Кветы». Саранская студия телевидения в 1978 году показала по этому произведению спектакль.
Немало произведений написано для детей: повесть «Колмо ялгат» («Три товарища»), сборники «Наташа ды сонзэ оянзо» («Наташа и ее подруги»), «Заботиця эйкакшт» («Заботливые ребята»), «Част» («Часы»), «Раужо озяз» («Черный воробей») и др. Всего писателем выпущено 15 прозаических книг.
Большое внимание уделял переводческой деятельности. На русский язык им переведены произведения Ф. Беззубовой, А. Лукьянова, П. Кономанина, Н. Киржайкиной, А. Жулюпкиной, Н. Филиппова и др.
Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Умер 23 августа 1989 г. в Саранске, где и похоронен.
Сталинград
В раскатах мощной канонады,
В огне великих баррикад,
Стояла красная громада –
Родной, любимый Сталинград!
Не первый раз ему со славой
Громить нахального врага.
И в битве долгой и суровой
Спасать родные берега.
В.Радаев
Литература:
«Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 200;
История Мордовии в лицах. Вып. 2;
Савин, О. Никольск литературный /О. Савин //Знамя труда. – 1987.- 2, 4 июня
Эмма Выгодская (1899-1949)
В Никольске жила и работала в районной газете писательница Эмма Иосифовна
Выгодская, приехавшая сюда во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Эмма Выгодская (Хефец) родилась 27.11.1899 года в семье врача в городе Гомель. В 1$22 году окончила историко-филологический факультет 1-го Московского Государственного университета и переехала в г. Ленинград, где прошла её дальнейшая творческая жизнь. Литературную деятельность начала в 1928 году в качестве переводчика (владела английским, немецким, французским языками). В 1930 году выходит её первая книга для детей «Приключения Марка Твена». В 1939 году Выгодская начинает работу над книгой «Опасный беглец» - о народном восстании в Индии. Закончить книгу она не успела, началась Великая Отечественная война. Первый год Э.Выгодская провела в осажденном Ленинграде. А затем была эвакуирована в Пензенскую область и попала к нам, в Никольск. В годы войны детская писательница Эмма Выгодская работала в нашей местной газете. После окончания войны она вернулась в Ленинград, закончила повесть «Опасный беглец» и получила за нее премию на конкурсе «Лучшая художественная книга для детей» (1948г.). К сожалению, Эмма Выгодская рано умерла, 2 сентября 1949 года, через год после получения премии. Пять книг, написанных ею, в советское время были чрезвычайно популярными. Это: «Приключения Марка Твена» - 1930; «Алжирский пленник» - 1931; «История Эдварда Деккера» - 1936; «Пламя гнева» - 1936; «Опасный беглец» - 1947.
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Шевченко, С, Никольск в зеркале истории. С. Шевченко- Саратов, 1979 -79
Эдуардас Межелайтис (1919-1997)
В первый год Великой Отечественной войны на Никольском заводе «Красный гигант» работал Эдуардас Беньяминович Межелайтис, впоследствии народный поэт Литвы, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и премии Литовской ССР.
Эдуардас Межелайтис родился в 1919 году в литовской деревне Карейвишкяй в семье рабочего. Окончил гимназию, где литературу вела поэтесса Саломея Нерис, и многие учителя были известны своими антифашистскими убеждениями. Это во многом определило его неприятие всякого национализма. Учился Эдуардас на юридических факультетах Каунасского и Вильнюсского университетов. Затем во время эвакуации переехал в город Никольск Пензенской области, где в начале войны работал на заводе «Красный гигант». Оттуда он ушел на фронт. Служил военным корреспондентом в составе 16-й Литовской дивизии.
В 1943 году был военным корреспондентом 16 литовской дивизии, а с 1944 по 1946 годы на комсомольской работе. С 1959 года - председатель союза писателей Литвы.
В 1961 году за книгу стихов «Человек» удостоен Ленинской премии. Э.Межелайтис занимался переводами на литовский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Маршака и других писателей.
Краткий период жизни в Никольске оставил неизгладимый след в его памяти. Для читателей «Пензенской правды» о том периоде жизни Межелайтис писал:
«В книге нашей жизни - самой большой из книг - приветливо, тепло шелестят страницы воспоминаний о радушной пензенской земле, которая как родных, приняла сынов и дочерей Литвы в годы звериного гитлеровского нашествия. Здесь, в памятном мне Никольске, я - тогда еще совсем юнец - встретил много новых друзей, работал на заводе, зачитывался вашим великим земляком Лермонтовым, переводил Блока и Есенина, влюбился в поэтическую пензенскую природу и в чудесных пензенских людей. Все мы, пребывающие в те нелегкие годы в Пензе и области, многому научились у вас. Дружбе нашей не меркнуть, а крепнуть из года в год, чтобы незримый мост между Пензой и Вильнюсом обретал все более ощутимое бытие в наших сердцах и делах».
Э. Межелайтис. Хлеб
Буханку хлеба свежего, ржаного,
нарежу на столе к ломтю ломоть.
Кто голоден - бери ломоть земного
ржаного хлеба.
Солнечная плоть
таится в нём - одна крупица солнца,
одна щепоть великого огня...
Пусть за столом погаснет наша ссора,
пусть доброта останется одна.
Десятки рук, натуженных, больших,
украшены тяжёлыми ломтями,
как будто ветви яблонь молодых,
отягощённых сочными плодами.
Те ветви ответвились от ствола
и тянутся к полуденному небу...
Так протянулись эти руки к хлебу,
сияющему посреди стола.
Мой хлеб горяч. Он солнцем опалён.
Он согревает тело, словно пламя.
И тело наливается теплом,
глаза глядят, как радуга пылая,
- два невеликих солнца, два зрачка,
как две модели замкнутой Вселенной,
прекрасной, гармоничной, населенной
светилами из одного стручка.
Буханка хлеба - это настоящий
осколок солнца на: моей земле.
Обогревает нас огонь, горящий
извечно на обеденном столе.
{Перевод Станислава Куняева)
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Шевченко, С, Никольск в зеркале истории. С. Шевченко- Саратов, 1979 -79
Дмитрий Еремин (1904 -1990)
Дмитрий Иванович Еремин – прозаик, поэт и литературный критик -родился в 1904 году в с.Чирково (ныне р.п.Сура).
Через восемь лет его семья поселилась в Саранске, где мальчик окончил церковно-приходскую школу, а затем семья переехала в Москву. В 1925 году окончил МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1929 году аспирантуру института литературы и языка. Преподавал в высших учебных заведениях. Профессор.
В годы Великой Отечественной войны возглавлял Госкино СССР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), орденом «Знак Почета». В 1935 году принят в Союз писателей СССР. Дмитрий Иванович был членом Правления Союза писателей РСФСР. Московской организации писателей, Правления издательства «Советский писатель», редколлегии «Роман - газеты».
В 1952 году за роман «Гроза над Римом» удостоен звания «Лауреата Государственной премии СССР», Лауреат Сталинской премии (1952 г.) Д.И.Еремин – автор романов, повестей, сборников стихов и более 90 литературно-критических статей.
Дмитрий Иванович неоднократно бывал в родных местах, встречался с местными жителями, учащимися сельской школы. «Лесные увалы, уходящие чередой за горизонт, серебряные плесы Суры, красивые душой и делами люди – все это надолго, навсегда – навсегда останется в моей памяти», - сказал писатель на одной из встреч с земляками.
Д.И. Еремин неоднократно делал сельской школе подарки в виде небольших библиотек из книг популярных писателей и поэтов с автографами авторов: К.Симонова, А.Суркова, С. Бабаевского, Г.Гулиа, М.Прилежаевой, А.Карелина и др.
В 1990 году в школу р.п.Сура пришло письмо от писателя, как позднее выяснилось – это было последнее послание на родину.
« Я потихоньку старею, пошел 86 год…живущих на моей милой « малой родине» - моего бывшего сельца Чирково … в любви и памяти своей держу крепко и буду держать до последних дней жизни… Дружески ваш Д.Еремин».
Литература:
Д.И.Еремин //Крат. Лит. энциклопедия.- М.,1964.-С.891
Д.И.Еремин // В кн.: Пензенская энциклопедия,2001.- С.177
Писатели Москвы Библиограф..справочник.-М.,1987- С. 155
Корчагин Б.Книги нашего земляка//Знамя труда – 1990 – 26 мая
Чуланский К. Дар писателя Д.И.Еремина // Знамя труда - 1975 – 13 марта
Савин О.,Тюстин А. Юбилей писателя- земляка // Пенз. правда – 1964 – 17 сентября
Владимир Садовский (1909-1973)
Начиная с 1764 года, когда в селе Никольском помещик А.И.Бахметев построил стекольную фабрику, наш город является старейшим центром стеклоделия в России. Слава о талантливых мастерах-стеклодувах, художниках по стеклу и об их замечательных произведениях искусства давно разнеслась по всей стране.
На историческом материале создано самое крупное произведение пензенского писателя Владимира Лаврентьевича Садовского — роман «Алмазная грань», впервые выпущенный Пензенским издательством, а затем дважды переизданный в Москве.
Собирая для него материалы, Владимир Лаврентьевич, скончавшийся в 1973 году, знакомился с архивными документами, бывал на заводе «Красный гигант». Ведь свою книгу он посвятил изумительному таланту никольских умельцев, чьи изделия по тонкости исполнения превосходили сделанные иноземными мастерами, не уступали и богемскому хрусталю.
В романе В. Л. Садовский показал представителей рабочей династии Кириллиных — даровитого мастерового Александра и его сына Федора, чей талант был загублен тяжкими условиями жизни царской России. «Эти люди, — писал автор, — брались за непостижимые дела и делали так, что радовалось сердце, и гордо было сознавать, что дух человека не сгибался от житейских невзгод, что люди, придавленные гнетом, лишениями, создавали чудесные вещи».
Высокую оценку произведению пензенского прозаика дал лауреат Государственной премии СССР Л.В. Никулин. В предисловии к одному из изданий Лев Вениаминович точно отметил, что «это роман о людях, для которых ремесло является искусством, это — роман о людях чистой души, мужества и дарования».
Литература:
Голова, В Никольский музей стекла и хрусталя / В.Голова. – Пенза, 2012. –с. 70, 291
Голова, В. Правнук Вершинина / В. Голова // Знамя труда. -1987.- 16 июля
Пензенская энциклопедия/ Главный редактор К.Д. Вишневский. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», - 2001, - 756 с.
Садовский, В. Л. Алмазная грань. – М.: Советский писатель, 1969, - 286 с.
Борис Полевой (1908- 1981)
Известный советский писатель Борис Николаевич Полевой трижды избирался депутатом Верховного Совета по пензенской области. Выезжая на встречи с избирателями, он побывал и в Никольске. Свои впечатления о нашем городе он описал в книге «Близко и далеко».
В Никольске Борис Полевой был с 20 по 21 февраля 1959 года, добирался на лошадях по заснеженной дороге. На заводе писателя встретили радостно и восторженно, все знали его как автора знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке», которая принесла ему славу и Сталинскую премию. В местном Доме культуры провели митинг, на котором выступил знаменитый струнный оркестр русских народных инструментов из заводских рабочих. В своей книге Борис Николаевич выразительно написал об этом:
«И вот всю сцену заполняет оркестр, в котором действительно представлены все старинные русские народные инструменты до гуслей включительно. Человек 60, разного возраста – от пожилых и почтенных дядьков до безусых юнцов, почти мальчиков…весь этот огромный, гулкий деревянный зал заполняется могучими красивыми звуками…-это было настоящим и большим искусством».
Побывал писатель на стекольном предприятии и в музее стекла и хрусталя. « И в музейчике милейшая старина, всяческие затейливые штуки старых стеклодувов, гранильщиков, мастеров стеклянной росписи стоят в соседстве с работами современных умельцев. Старинное стекло рассказывает о том, сколь искони искусен в ремеслах русский человек». В этой же главе писатель рассказывает о встрече со стекольным мастером И.А.Калагиным.
«Когда ходишь по музею, украшенному произведениями русских славных умельцев, кажется, что ходишь по волшебному дворцу хозяйки Медной горы. Нет меры таланту советского человека. Вот о чем думаешь, осматривая все, что Вами создано». Такой отзыв оставил Борис Полевой 21 февраля 1959 года, после осмотра музейной коллекции.
Приехав в следующий раз в Никольский район, писатель побывал в р.п. Сура в Доме отдыха имени 1 Мая. Сохранилась фотография, на которой писатель стоит в центре в окружении сопровождавших его руководителей района. Один из них Пецков А.В., который впоследствии пригласит к себе погостить писателя Михаила Рощина.
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/ О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Полевой, Б. Близко и далеко. Б. Полевой – изд-во «Советский писатель», 1961
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Михаил Рощин (1933-2010)
Михаил Михайлович Рощин, известный советский, российский прозаик, драматург и сценарист, связан с Пензенским краем: в 1965 году он жил в Никольском районе, в 1972 году – в селе Гранки Бековского района. Пребывание в пензенских краях отразилось в его рассказах. Рассказ Михаила Михайловича «Лермонтов в Тарханах» был напечатан в «Неделе».
В 1965 году по приглашению заведующего промкомбинатом р. п. Сура А.В. Пецкова Михаил Рощин приехал в здешние края. Воспользовавшись гостеприимством Ивана Николаевича и Александры Степановны Гуляевских из Суры, поселился на их пасеке недалеко от озера Шевакал. Здесь он не только самозабвенно работал над своими ставшими впоследствии известными произведениями, но и упоенно отдыхал, восхищаясь прекрасным уголком русской природы.
Пребывание в пензенских краях отразилось в его рассказах «24 дня в раю», «С утра до ночи», давших наименования сборникам, выходившим в Москве.
В 1973тоду в журнале «Рыболов-спортсмен» появились отрывки из повести «24 дня в раю», где с раем сравнивается та самая «Япония», местность неподалеку от Соколовки, где на пасеке у Гуляевских жил писатель с женой Лидией.
С каким пониманием русской природы написаны страницы его повести!
«Это Лида первая сказала, что мы живем в раю. Мы плыли на закате по Шевакалу, я перестал грести, положил весло поперек лодки, стало так тихо, что слышно, как капли падают с весла. Вода была зеленая и гладкая и густая, как масло. А тепла, словно парное молоко…Листья лежали на воде, крепкие, точно подносы. На коротких шеях торчали круглые и плотные головы кувшинок. Стрекоза остановилась и вибрировала в воздухе рядом с нами. Долгоногий водомер скользил по воде, как Христос.
- Ну, рай, просто рай, сказала Лида, - двадцать четыре дня в раю».
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Рощин, М. Избранное. М.Рощин – М.,изд –во «Советский писатель», 1988
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Георгий Шумаров (1932-2010)
Родился Шумаров Георгий Михайлович в селе Маис Пензенской области. Окончив в 1956 году Ленинградский медицинский институт, он приехал в город Орел, где стал первоклассным хирургом. На рассказы Шуарова обратил внимание писатель Н. И. Родичев. Их опубликовал журнал «Смена». А через короткое время Н.И. Родичев помог напечатать первый роман «Круглый стол на пятерых» в издательстве «Советский писатель». С 1964 года жизнь писателя связана с г. Ставрополем. В разные годы в городах Орле, Москве, Ставрополе выходили книги: «Люди молодые» (1961), «Парень, живи!» (1963), «Круглый стол на пятерых» (1966), «Письма идут медленно» (1970), «Ни эллину, ни варвару» (1980), «Такой ты мне должна присниться» (1983), «Сезон на Черном плесе» (1985), «Дороги бортхирурга Басова» (1988), «Хирурги» (1991), «Гвозди в скрипичном футляре» (1998). Темы произведений прозаика весьма многообразны, однако на протяжении лет сложилась своего рода трилогия, герои которой, как и сам автор, связаны с медициной (трилогия «Хирурги»). которые дают живую, яркую картину. Прозу Георгия Шумарова отличает ярко индивидуальный стиль, прекрасный язык, чувство юмора. Действие романа «Круглый стол на пятерых» происходит в начале 60-х. Его герои веселы и оптимистичны, остроумны и готовы служить своему благородному делу. Однако жизнь (увы!) доказала, что само по себе дело, даже изначально по сути своей благородное, еще не гарантирует идеальной нравственной чистоты исполнителей. В романе «Ни эллину, ни варвару» Шумаров показывает нам медицину изнутри. И ее психологическая изнанка являет ту же зараженность недугами, которыми давно уже страдает все общество: коррупцией и приспособленчеством, некомпетентностью и равнодушием. Но как же жить? Как выстоять? Ответ прост: честно делать свое дело. Так можно сформулировать кредо главного героя третьего романа трилогии «Дороги бортхирурга Басова».
Настоящий врач, настоящий человек – таков хирург Басов. Именно таким людям труднее всего всегда… В произведениях писателя все обозначено очень точно – с кем он и против кого. Он объявляет беспощадную войну приспособленчеству, лицемерию, потребительскому отношению к жизни. Своеобразие и яркость стиля писателя украшают произведение, делают его ярче и глубже, наконец, просто лаконичнее, ибо отпадает необходимость пространно выражать свою мысль. Часто человек, предмет, пейзаж изображаются в нескольких словах, в нескольких строчках.которые дают живую, яркую картину. Особенно внимателен Георгий Шумаров к мелочам, когда дело касается людей. Будничный малоприметный жест является для него ключом к раскрытию какой-то черты в характере героя, а иной раз и для прояснения его сущности. Прозу Георгия Шумарова отличает ярко индивидуальный стиль, прекрасный язык, чувство юмора.
Некоторые произведения автора переведены на иностранные языки. В средней школе села Маис хранятся книги и письма, присланные ее бывшим выпускником Г. М. Шумаровым.
Литература:
Савин, О. Никольск литературный / О.Савин // Знамя труда -1987-2 июля
Владимир Кижняев
Владимир Александрович Кижняев родился 11 июня 1934 года в селе Керенка Никольского района в семье служащих. В 1952 году окончил среднюю школу. В 1954 году поступил учиться в Саратовское военное училище, после окончания, которого в 1957 году служил в советской армии. С 1961 по 1967 год заочно учился в Литинституте им. М.Горького. Уволившись из армии, работал в редакциях районных газет: «Знамя труда» (Никольск) и «Луч коммунизма» (Беднодемьяновск), областной газеты «Пензенская правда», учителем Керенской восьмилетней школы, заместителем главного редактора Мордовского книжного издательства.
В разные годы были опубликованы рассказы, очерки, романы. Основная тема его творчества - проблемы и заботы российского села, его людей. В его произведениях «В Родниках», «Теплое лето», « Поздняя весна» - легко узнаваемы родные Никольские места. О жителях современного села, их заботах, радостях и печалях писатель проникновенно рассказал в повести «Поздняя весна», которую подарил районной библиотеке.
Владимир Александрович - автор сценариев, телепередач, радиорассказов.
В 1991 году принят в Союз писателей СССР.
Уже будучи пенсионером, Владимир Александрович ощутил тоску по родине, по селу, где жили его родные, где он сам провел детские и юношеские годы. Кижняев решил уйти от цивилизации в действенную природу родного уголка и приехал в Керенку, чтобы пожить в тиши и покое.
Ныне проживает в родном селе Керенка.
Литература:
Волкова, М. Лучше нет родного уголка / М.Волкова // Знамя труда – 2009 -15 апреля
Писатели Мордовии: Биогр. справ. / Сост.:Е. М. Голубчик, Т.С .Баргова.- Саранск, 2004.- С. 61
Савин О. О родной земле // Пенз. правда – 1986 – 12 дек.
Самсонкин П. Тепло земли нашей // Знамя труда – 1983 -7 июля
Соколов В. Неужели в Керенку придется звать японцев //Знамя труда – 2001 – 17 августа
Валентин Распутин (1937-2015)
12 июня 1985 года Никольский музей посетил известный писатель - Валентин Григорьевич Распутин.
Вот какую запись Валентин Распутин оставил в Книге отзывов: «Вот так можно жизнь прожить и уйти и не увидеть этот музей. И со сколькими так и произошло. А нам повезло - мы увидели и стали богаче хрустально-душевной красотой и благодатью. Спасибо всем, кто начинал, продолжал и до сегодняшнего дня довел это замечательное собрание. Спасибо и хранителю и писателю его Сергею Максимовичу».
Валентин Григорьевич Распутин считается одним из основателей и главных представителей советской «деревенской прозы». Он - автор гениальных книг: «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар», «Деньги для Марии», «Последний срок», а также знаменитой повести «Уроки французского».
В последние годы Распутин занимался публицистикой. Он полагал, что если в наше время что-то написать, то никто не заметит, поскольку тиражи ничтожные, а читатель проявляет интерес к другим вещам. Но при этом Валентин Григорьевич постоянно выступал в защиту Байкала и культуры. Отравление Байкала остановилось прежде всего его стараниями. Фразы из его книг разошлись на цитаты: «Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя», «Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую - все равно не научится жить» («Живи и помни»); «Другой и рад бы по совести, да где ее взять, ежли не уродилась вместе с ним? За деньги не купишь» («Прощание с Матёрой»). Его произведения читают во всем мире, они переведены на десятки языков. И пока люди будут мыслить, они будут постоянно перечитывать произведения Распутина, Астафьева, Солженицына. Скончался 15 марта 2015 года в Москве, за несколько часов до своего 78-летия, похоронен на родине - а Иркутске, на территории Знаменского монастыря.
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/ О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Александр Солженицын (1918-2008)
2 сентября 1995 года в Никольск приезжал Александр Исаевич Солженицын, который совершал поездку по областям России.
Его встреча с никольчанами состоялась в актовом зале Дома творчества. Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии родился на Кубани в 1918 году. Окончив школу, в 1936 году поступил в Ростовский университет, а в 1939 году еще и на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Мобилизован на фронт в октябре 1941 года, в 1945-м впервые арестован за неодобрительное упоминание в личной переписке Ленина и Сталина и приговорен к восьми годам, после отбытия которых был сослан в Казахстан. Реабилитирован в 1956 году. Дебютировал в печати в 1959 году (рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича»). 13 февраля 1974 года Солженицын был лишен гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза.
Во время своего пребывания в Никольске Солженицын посетил Музей стекла и хрусталя, где сделал запись в книге почетных посетителей: «С великим удовольствием осмотрел Музей стекла и хрусталя, восхищен мастерством русских умельцев. Особо благодарен директору музея Сергею Максимовичу Шевченко за его высокосодержательное, высокоэрудированное объяснение. Спасибо!»
Александр Исаевич во время встречи с никольчанами выслушал все вопросы, записал их, а затем в своем выступлении ответил на всё, что так интересовало людей, пришедших на встречу с известным писателем. Солженицын отметил: «У меня осталось теплое впечатление от встречи с вашей интеллигенцией. Я всегда знал, что в малых городах, в так называемых «глухих местах», таится высокая интеллигентная культура и тонкое чувство».
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Ирина Репьёва
20 июня 2013 года Никольск посетила московская детская писательница Ирина Владимировна Репьева. Наш город она выбрала неслучайно. Её предки были уроженцами нашего края. Сама она, работая корреспондентом «Учительской газеты», посещала Пензенскую область семь раз, в том числе была и в Никольске.
Ирина Владимировна отметила, что у нас замечательные традиции стеклоделия. И в своей следующей книге она хотела написать о городе стеклянных человечков, поэтому приехала набраться опыта и посетила Музей стекла и хрусталя.
Во время этого визита Ирина Репьева встречалась с воспитанниками реабилитационного центра «Мечта» в районной библиотеке. Ирина Репьева (Лангуева) родилась в семье замечательного русского поэта Владимира Лангуева. После окончания школы поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Работала в «Комсомольской правде», «Учительской газете». В 35 лет взялась за сочинение сказок.
В январе 2005 года создала при Союзе писателей России Товарищество детских и юношеских писателей России, является его председателем. В 2004 году у автора вышла первая книга «Настя - травяная кукла, или тайны деда Мороза» с иллюстрациями мужа, художника Сергея Репьева. В 2006 году - вторая, «Скелетус - принц Давский».
Первый международный конкурс детской и юношеской художественной и научно- популярной литературы имени А.Н.Толстого отметил творчество сказочницы второй премией. В 2010 году «Настя, травяная кукла» получила премию V Всероссийского литературного конкурса им. П.П.Ершова за произведения для детей и юношества в номинации «Сказка для детей». Ирина Владимировна относится к тем писателем, которые хотят возродить в детской литературе образы нашей древней культуры, во многом позабытые сейчас. В России всегда существовали традиции волшебной сказки: это и Пушкин, и Бажов, и Чуковский. Важно, чтобы и современные дети росли с теми основами, которые были заложены много столетий назад.
Литература:
Панюшкина, О. Здесь, в памятном мне Никольске…/О.Панюшкина //Любимая газета – 2015 – 15 апреля
Алексей Слаповский
В апреле 2015 года город Никольск посетил известный у нас в стране и за рубежом московский прозаик, драматург и киносценарист Алексей Иванович Слаповский, автор пьесы «Вишнёвый садик», получившей премию на Европейском конкурсе пьес. Автор романов «Синдром феникса» и «Большая книга перемен», вошедших в финальный список российской национальной премии «Большая книга», романов «Первое второе пришествие» и «День денег», номинировавшихся на премию Букера, сценария «У нас убивают по вторникам», получившего Гран-при за лучший сценарий на Первом международном кинофестивале «Текстура».
Слаповский известен как автор сценариев для сериалов «Остановка по требованию», «Участок».
В конференц-зале краеведческого музея города Никольска состоялся творческий вечер и встреча с почитателями его таланта.
Удовольствием принимать у себя известного писателя и сценариста, книги которого уже около двадцати лет издаются в России и переведены на многие европейские языки, никольчане обязаны случайному факту его биографии.
В 1979 году Алексей Слаповский окончил Саратовский университет, где учился на филологическом факультете вместе с нашим земляком Олегом Ильиным, директором Никольского краеведческого музея. По окончании университета жизненные пути однокашников, как это часто бывает, разошлись, но дружеские отношения они поддерживают до сих пор. Планируя очередную поездку в родной Саратов, Алексей Иванович решил заехать к другу в Никольск.
Алексей Слаповский из тех писателей, которые умеют талантливо рассказывать отличные истории. При этом пишет Слаповский о нормальных людях! Единственное «но»: эти самые обычные граждане всегда попадают в крайне необычные ситуации.
Алексей Слаповский любит заставлять читателя и зрителя трудиться над собой. Даже названия его книг становятся поводом для раздумий: « «Я не я», «Пятый угол», «Синдром Феникса», «Мы», «Они», «Оно»... А как необычно и захватывающе звучит название «Книги для тех, кто не любит читать»? И не захочешь - прочтешь!
Прощаясь с читателями, Алексей Слаповский подарил краеведческому музею собрание своих сочинений, районной библиотеке новый роман «Большая книга перемен» с автографом.
«С огромным удовольствием осмотрел замечательную экспозицию с комментариями замечательного директора музея и встретился с замечательными читателями!» - написал Алексей Слаповский в музейной книге отзывов. А от себя добавил: «Москва - для работы, а Никольск и подобные им городки - для жизни».
Литература:
Ильин, О. Остановка по требованию в Никольске / О.Ильин // Знамя труда -2015 -1 мая
Царан, В. Алексей Слаповский. Творческий вечер в дружеской атмосфере/ В.Царан //Любимая газета – 2015 – 5 мая
Последние новости
- Час полезного совета «Жизнь дороже»
- Урок толерантности «Диалог культур - искусство жить вместе»
- Презентация книги
- Семинар-практикум «Планирование. Установка на успех. Ориентиры в 2025 году»
- Час памяти «Листая страницы истории»
- Интерактивная программа «Коммунальная квартира»
- Выставка-экспозиция «Сила России – в единстве народа!»
- Большой этнографический диктант - 2024
- Мистическое книгошествие
- Час памяти «Суровая драма народа»